Доброго времени суток! В прошлой записи мы с вами в подробностях рассмотрели устройство харда, но я специально ничего не сказал про интерфейсы — то есть способы взаимодействия харда и остальных устройств компа, или если еще конкретней, способы взаимодействия (соединения) харда и материнской платы писишника.
А почему не сказал? А потому что эта тема — достойна объема никак не меньшего целого поста. Так что сейчас разберем подробно наиболее популярные на сегодняшний день интерфейсы жесткого диска. Сразу оговорюсь, что запись или пост (кому как удобнее) в данный раз будет иметь внушительные размеры, но куда деваться, без этого к сожалению никак, потому как если написать кратко, получится не совсем понятно.
Понятие интерфейса жесткого диска ПК
Для начала давайте дадим определение понятию «интерфейс». Говоря простым языком (а именно им я и буду по-возможности выражаться, поскольку блог то на обычных людей рассчитан, таких как мы с вами), интерфейс — способ взаимодействия устройств друг с другом и не только устройств. К примеру, многие из вас должно быть слышали про так называемый «дружественный» интерфейс какой-либо программы. Что это значит? Это значит, что взаимодействие человека и программы более легкое, не требующее со стороны пользователя большИх усилий, по сравнению с интерфейсом «не дружественным». В нашем же случае, интерфейс — просто способ взаимодействия конкретно харда и материнской платы писишника. Он представляет собой набор специальных линий и специального протокола (набора правил передачи данных). То есть чисто физически — шлейф (кабель, провод), с 2-х сторон которого располагаются входы, а на жестком диске и материнке есть специальные порты (места, куда присоединяется кабель). Таким образом, понятие интерфейс — включает в себя соединительный кабель и порты, находящиеся на соединяемых им устройствах.
Виды взаимодействия винтов и материнской платы компа (виды интерфейсов)
Что ж, первым на очереди у нас будет самый «древний» (80-е года) из всех, в современных HDD его уже не встретить, это интерфейс IDE (он же ATA, PATA).
IDE
IDE — в переводе с английского «Integrated Drive Electronics», что буквально означает — «встроенный контроллер». Это уже потом IDE стали называть интерфейсом для передачи данных, ввиду того, что контроллер (находящийся в устройстве, в основном в жестких дисках и оптических приводах) и материнскую плату надо было чем-то соединять. Его (IDE) еще называют ATA (Advanced Technology Attachment), получается что то вроде «Усовершенствованная технология подсоединения». Дело в том, что ATA — параллельный интерфейс передачи данных, за что вскоре (буквально сразу после выхода SATA, о котором речь пойдет чуть ниже) он был переименован в PATA (Parallel ATA).
Что тут сказать, IDE хоть и был очень медленный (пропускная способность канала передачи данных составляла от 100 до 133 мегабайта в секунду в разных версиях IDE — и то чисто теоретически, на практике гораздо меньше), однако позволял присоединять сразу сразу два устройства к материнской плате, используя при этом один шлейф.
Причем в случае подключения сразу 2-х устройств, пропускная способность линии делилась пополам. Но, это далеко не единственный недостаток IDE. Сам провод, как видно из рисунка, достаточно широкий и при подключении займет львиную долю свободного пространства в системном блоке, что негативно скажется на охлаждении всей системы в целом. В общем IDE уже устарел морально и физически, по данной причине разъем IDE уже не встретить на многих современных материнских платах, хотя до недавнего времени их еще ставили (в количестве 1 шт.) на бюджетные платы и на некоторые платы среднего ценового сегмента.
SATA
Следующим, не менее популярным, чем IDE в свое время, интерфейсом является SATA (Serial ATA), характерной особенностью которого является последовательная передача данных. Стоит отметить, что на момент написания поста — является самым массовым для применения в компьютерах.
Существуют три основных варианта (ревизии) SATA, отличающиеся друг от друга пропускной способностью: rev. 1 (SATA I) — 150 Мб/с, rev. 2 (SATA II) — 300 Мб/с, rev. три (SATA III) — 600 Мб/с. Но это только в теории. На практике же, скорость записи/чтения винтов в основном не превышает 100-150 Мб/с, а оставшаяся скорость пока не востребована и влияет разве что на скорость взаимодействия контроллера и кэш-памяти HDD (повышает скорость доступа к диску).
Из нововведений отмечу — обратную совместимость всех версий SATA (диск с разъемом SATA rev. 2 можно подключить к мат. плате с разъемом SATA rev. три и т.п.), улучшенный внешний вид и удобство подключения/отключения кабеля, увеличенная по сравнению с IDE длина кабеля (1 метр максимально, против 46 см на IDE интерфейсе), поддержка функции NCQ начиная уже с первой ревизии. Спешу обрадовать обладателей старых устройств, не поддерживающих SATA — существуют переходники с PATA на SATA, это реальный выход из ситуации, позволяющий избежать траты денег на покупку новой материнской платы или нового жесткого диска.
Так же, в отличие от PATA, интерфейсом SATA предусмотрена «горячая замена» жестяков, это значит, что при включенном питании системника компа, можно присоединять/отсоединять жесткие диски. Только для ее реализации надо будет немного покопаться в настройках БИОС и включить режим AHCI.
eSATA (External SATA)
Следующий по списку — eSATA (External SATA) — был создан в 2004 году, слово «external» говорит о том, что он используется для подключения внешних жестких дисков. Поддерживает «горячую замену» дисков. Длина интерфейсного кабеля увеличена по сравнению с SATA — максимальная длина составляет в данный момент аж два метра. eSATA физически не совместим с SATA, но обладает той же пропускной способностью.
Но eSATA — далеко не единственный способ подключить внешние устройства к компу. Например FireWire — последовательный высокоскоростной интерфейс для подключения внешних устройств, в том числе HDD.
Поддерживает «горячу замену» винтов. По пропускной способности сравним с USB 2.0, а с появлением USB 3.0 — даже проигрывает в скорости. Однако у него все же есть преимущество — FireWire может обеспечить изохронную передачу данных, что способствует его применению в цифровом видео, так как он даёт возможность передавать данные в режиме реального времени. Несомненно, FireWire популярен, но не настолько, как к примеру USB или eSATA. Для подключения винтов он используется довольно редко, в большинстве случаев при помощи FireWire подключают различные мультимедийные устройства.
USB (Universal Serial Bus)
USB (Universal Serial Bus), пожалуй самый распространенный интерфейс, используемый для подключения внешних жестяков, флешек и твердотельных накопителей (SSD). Как и в предыдущем случае — есть поддержка «горячей замены», довольно большая максимальная длина соединительного кабеля — до 5 метров в случае использования USB 2.0, и до три метров — если используется USB 3.0. Наверное можно сделать и бОльшую длину кабеля, но в этом случае стабильная работа устройств будет под вопросом.
Скорость передачи данных USB 2.0 составляет порядка 40 Мб/с, что в общем-то является низким показателем. Да, конечно, для обыкновенной повседневной работы с файлами пропускной способности канала в 40 Мб/с хватит за глаза, но как только речь пойдет о работе с крупными файлами, поневоле начнешь смотреть в сторону чего-то более скоростного. Но оказывается выход есть, и имя ему — USB 3.0, пропускная способность которого, по сравнению с предшественником, возросла в 10 раз и составляет порядка 380 Мб/с, то есть практически как у SATA II, даже чуть больше.
Есть две разновидности контактов кабеля USB, это тип «A» и тип «B», расположенные на противоположных концах кабеля. Тип «A» — контроллер (материнская плата), тип «B» — подключаемое устройство.
USB 3.0 (тип «A») совместим с USB 2.0 (тип «A»). Типы «B» не совместимы между собой, как видно из рисунка.
Thunderbolt (Light Peak)
Thunderbolt (Light Peak). В 2010 году компанией Intel был продемонстрирован первый комп с данным интерфейсом, а чуть позднее в поддержку Thunderbolt к Intel присоединилась не менее известная компания Apple. Thunderbolt достаточно крут (ну а как иначе то, Apple знает во что стоит вкладывать деньги), стоит ли говорить о поддержке им таких фич, как: пресловутая «горячая замена», сразуе соединение сразу с несколькими устройствами, действительно «огромная» скорость передачи данных (в 20 раз быстрее USB 2.0).
Максимальная длина кабеля составляет только три метра (видимо больше и не надо). Тем не менее, несмотря на все перечисленные преимущества, Thunderbolt пока что не является «массовым» и применяется преимущественно в дорогих устройствах.
Идем дальше. На очереди у нас пара из очень похожих друг на друга интерфейсов — SAS и SCSI. Похожесть их заключается в том, что они оба применяются преимущественно в серверах, где требуется высокая производительность и как можно меньшее время доступа к жесткому диску. Но, существует и обратная сторона медали — все преимущества данных интерфейсов компенсируются ценой устройств, поддерживающих их. Жесткие диски, поддерживающие SCSI или SAS стоят на порядок дороже.
SCSI (Small Computer System Interface)
SCSI (Small Computer System Interface) — параллельный интерфейс для подключения различных внешних устройств (не только жестких дисков).
Был разработан и стандартизирован даже несколько раньше, чем первая версия SATA. В свежих версия SCSI есть поддержка «горячей замены».
SAS (Serial Attached SCSI)
SAS (Serial Attached SCSI) пришедший на смену SCSI, должен был решить ряд недостатков последнего. И надо сказать — ему это удалось. Дело в том, что из-за своей «параллельности» SCSI использовал общую шину, так что с контроллером сразу могло работать только лишь одно из устройств, SAS — лишен этого недостатка.
Кроме этого, он обратно совместим с SATA, что несомненно является крупным плюсом. К сожалению цена винтов с интерфейсом SAS близка к стоимости SCSI-винчестеров, но от этого никак не избавиться, за скорость приходится платить.
NAS (Network Attached Storage)
Если вы еще не утомились, предлагаю рассмотреть еще один прикольный способ подключения HDD — NAS (Network Attached Storage). В настоящее время сетевые системы хранения информации (NAS) имеют большую популярность. По сути, это отдельный комп, этакий мини-сервер, отвечающий за хранение данных. Он подключается к другому ПК через сетевой кабель и управляется с другого компа через обычный браузер. Это все надо в тех случаях, когда требуется большое дисковое пространство, которым пользуются сразу несколько людей (в семье, на работе). Данные от сетевого хранилища передаются к писишникам юзеров либо по обычному кабелю (Ethernet), либо при помощи Wi-Fi. На мой взгляд, очень удобная штука.
Надеюсь вам понравился материал, предлагаю добавить в закладки бложик, чтобы ничего не пропустить и встретимся с вами уже в следующих постах сайта.